Я – учитель XXI века.
Во время учебы в педагогическом университете я читала много высказываний о профессии учителя и его нелегком труде, но больше всего запомнились слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Казалось бы, простая фраза, а насколько верна и точна, ведь актуальной она была и остается до сих пор.
Сегодня много говорится о том, что профессия учителя находится на пороге или даже в процессе фундаментальной трансформации. Изменения идут по двум векторам.
С одной стороны, требования общества к учителям становятся сугубо прагматичными, школа воспринимается как поставщик образовательных услуг. С другой стороны, к учителю предъявляются все более высокие требования, относящиеся к разного рода компетенциям, без которых осуществление его функциональных обязанностей в современных условиях – невозможно. Перемены необходимы. Очевидно, что учителя не всегда успевают за школьниками. Порою, они многому учат. Известный хоккеист П. Дацюк сказал: «Нужно бежать не туда, где сейчас находится шайба, а туда, где она будет через пять минут». За 10 лет работы учителем математики в МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова» я убедилась в правоте этих слов.
Каким должен быть учитель XXI века? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших детей значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Вот что говорят мои ученики:
Горбачева Екатерина, 8А класс: «Учитель – строитель человеческой души. Не только от знаний учителя зависит то, каким будет его ученик. Огромную роль играют его личные качества. Современный учитель должен быть, безусловно, умным, спокойным, эрудированным, и, конечно же, он должен любить свою профессию и детей».
Ахмаметьева Елизавета, 8А класс: «Главная задача педагога – умение общаться с ребенком. Маленький человек всегда нуждается в понимании и поддержке взрослых. Учитель будет иметь огромный успех тогда, когда он найдет ключ к сердцу своих учеников».
Саблин Илья, 8А класс: «Мне кажется, учитель – это не только пример для подражания, но и хороший друг. Ведь не столь важно, как ребенок будет решать уравнение, сколько будет делать ошибок в диктантах, главнее всего – каким человеком он будет после окончания школы».
Я полностью согласна с ребятами. В моём понимании учитель двадцать первого века – это учитель, помогающий получить новые знания, используя современные и эффективные методы обучения, обучающий детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, его статьи и разработки можно встретить в различных газетах, на сайтах Интернета. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Необходимой и обязательной частью работы учителя в наше время является и участие в инноватике; апробация новых учебных пособий и технологий обучения. Но я всегда помню одну простую истину: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Или как сказал Уэйн Грецки (я очень люблю хоккей, и многому учусь у спортсменов): «Не промахивается только тот, кто не бросает по воротам». Работайте над своими ошибками, и у вас все получится.
Живёшь с чувством, что учитель – это личность, способная оставаться по-настоящему активным профессионалом 24 часа в сутки. По моему мнению, прожить такую насыщенную и яркую жизнь может лишь тот, кто влюблен в свой предмет, кто с восхищением рассказывает о нем окружающим. Современный учитель – это человек, который находится в постоянном творческом поиске. Его задача быть не только источником знаний, но и настоящим другом и помощником для своих подопечных.
Являюсь ли я современными учителем? Могу ли я с уверенностью сказать:
– Я знаю, чему сегодня надо учить.
– Я знаю то, чему надо учить.
– Я знаю, как научить.
– Я понимаю, что знания сегодня нужны людям.
– Я вижу, что люди благодарны за мою работу.
– Я уверена в том, что мой труд полезен обществу.
Это кредо современного учителя. Оно актуально на протяжении многих столетий, в этих нехитрых словах заложена общественная польза и значимость учительского труда. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе – главные составляющие успешного учительского труда.
Не могу сказать твердо и уверенно, что я – Учитель 21 века.
Быстро меняющийся мир заставляет нас быстро меняться. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение. Отсюда постоянная неудовлетворенность. И именно эта неудовлетворенность заставляет нас стремиться к новому, лучшему, идти в ногу со временем.
В моей педагогической жизни были разные периоды: разочарования, взлеты, барьеры, ожидания. Но нынешнее самоощущение мне нравится: профессионально я вполне реализовалась, на работу хожу с радостью.
А это самое главное:
Пусть будет
меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!