Пятница, 26.04.2024, 21:22
Сайт учителя математики
Алениной Елены Владимировны
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Обобщение педагогического опыта | Регистрация | Вход
Меню сайта

Подготовка к экзаменам

ГИА в 2014 году
КИМы ГИА
Сайты для подготовки к ГИА
Онлайн-тестирование
Региональный экзамен
Видеоуроки
Консультации онлайн



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
    Тема: Формирование ключевых компетенций качеств личности на уроках математики для социализации выпускника.



Обобщение опыта.
Выступление на городском конкурсе "Учитель года-2013"








     В настоящее время возросла роль  качеств личности. В «Национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012-2017 годы» зафиксировано положение: «…В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности», то есть именно в школе учителя должны способствовать формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
     Выпустив первый раз своих учеников во взрослую жизнь, я проанализировала, куда поступили выпускники. Оказалось, что далеко не все получают образование именно в тех колледжах и высших учебных заведениях, где бы им хотелось. Напрашивается вывод, что нужно что-то менять в преподавании. Из школы должен выходить выпускник, который сможет вступить в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка и быстро изменяющегося информационного пространства. Такой выпускник будет эффективным и конкурентоспособным работником, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива.
     Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике. Перед  учителем  математики остро стоит проблема использования таких моделей обучения предмету, которые  позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным Российским и международным требованиям. Этим определяется актуальность выбранной   мною темы, которую я разрабатываю второй год.

      Цель:Наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, используя компетентностный подход.

     Задачи:
  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению, добывать нужную информацию, используя доступные источники,  применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
  • Развивать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение, навыки самостоятельной творческой работы, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Воспитывать активную, инициативную личность.


     Проанализировав много различных источников  литературы, прослушав  проблемные курсы, поняла, что мне очень близко мнение Хуторского А.В., доктора педагогических наук, который предложил группы ключевых образовательных компетенций:
  • Ценностно-смысловые компетенции
  • Общекультурные компетенции
  • Информационные компетенции
  • Коммуникативные компетенции
  • Социально-трудовые компетенции
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

     Сейчас большой упор делается на то, чтобы учащиеся могли применить свои знания в конкретных жизненных ситуациях.Каждый урок математики – время созидания, содействия, сопереживания… Это девиз, которого я придерживаюсь в своей работе.

     На мой взгляд, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные  и социально-трудовые компетенции способствуют развитию главной компетенции, приобретаемой школьниками на уроках математики, - учебно-познавательной.
     Для достижения наилучшего результата я использую технологию разноуровневого обучения: учащиеся в классах, где я работаю, разделены на группы разных уровней, определенных по результатам входного контроля  и первой четверти.  
     С целью привития интереса к математике  и обоснованного выбора будущей профессии в 9 классах разработала программы и провожу  элективные курсы: «За страницами учебника математики», «Текстовые задачи окружающей нас жизни».
     В материалах ГИА появилось очень много задач прикладного характера. Решение задач, подборку которых я сделала из различных сборников, способствует формированию у учащихся ценностно-смысловой компетенции.
     Формирование информационной компетенции осуществляю посредством ИКТ: используя ЦОРы (http://school-collection.edu.ru)  и презентации к различным этапам урока, приготовленные самостоятельно.
     На своих уроках и во внеурочной деятельности я хочу довести до сознания учеников то, что изучая математику, нельзя быть оторванным  от окружающей  действительности. Такие знания способствуют формированию у учащихся     социально-трудовой компетенции. При изучении темы «Подобие треугольников» (геометрия 8 класс) мы с учениками определяли  высоту телеграфного столба.
     В процессе работы в малых группах и в парах,  ребята учатся общаться, случаются конфликты, и они их вынуждены разрешать, искать компромиссы, учиться слышать друг друга и быть услышанными. В данном случае формируются коммуникативные компетенции.

 

Результативность опыта.

      Такая организованная работа помогла достичь положительных результатов. В 2012 – 2013 учебном году мои учащиеся 5 Б класса  при написании городских срезов показали в конце учебного года самый  лучший результат. (Качество обучения = 55%; УСП = 100%; Средний балл = 3,7). Такой подход показал положительную динамику качества обучения и процента успеваемости  при написании контрольных работ  в этом   учебном году.


     Результаты региональных экзаменов по математике 2012-2013 учебный год. Средний балл равен 3,6. Формирование ключевых компетенций школьников в образовательном процессе на уровне уроков математики сказалась и на результатах внеурочной деятельности школьников по предмету. Учащиеся являются активными участниками, победителями и призерами конкурсов и олимпиад различных   уровней.

     Я развиваю ключевые компетенции и как классный руководитель 8А класса при проведении классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятиях. Результаты 1 четверти этого  учебного года: в классе 100% успеваемость и более 50% учащихся занимаются на 4 и 5. Ребятам я часто привожу высказывание Л.Толстого: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду».  


   
     Формирование ключевых компетенций у учащихся можно наблюдать  по результатам учебной деятельности, экзаменов и конкурсов, а так же по выводам мониторинга, предложенного  А.В. Хуторским. Результаты моей  работы отмечены Почётной грамотой г.Бузулука (2010г.)










Выводы.
     Таким образом, формирование ключевых компетенций личности учащихся  создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, и способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применимы и  в других  предметных областях, т.к. математика ‒ база, без которой нельзя изучить ни одну из наук. Хотелось бы посоветовать и другим учителям – предметникам формировать ключевые компетенции  на своих уроках, интегрируя математику с другими предметными областями.  Тогда процесс обучения будет носить действительно  целостный характер.
     По данной теме планирую работать еще три года. Именно по истечении этого времени можно будет провести комплексный анализ моей деятельности, так как учащиеся моего класса  будут  сдавать экзамены  и поступать в различные учебные заведения для получения дальнейшего образования.


Список литературы.
  1. Алексютина Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге // Учительская газета. — 2002. — №51. — http://www.ug.ru/02.51/t5.htm.
  2. Баранова В.Ю., Ковалева Г.С. « Основные  результаты    международного исследования образовательных достижений учащихся международного исследования образовательных достижений учащихся   ПИЗА-2003» Москва, 2004г.
  3. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет–журнал «Эйдос». — 2003. — 24 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.
  4. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода» // Первое сентября. — 2005. — №18. —http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501806 
  5. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. — 2002. — №36. — http://www.ug.ru/02.36/t24.htm.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. [1] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.


Учитель 21 века.
Выступление на городском конкурсе "Учитель года-2013"



За помощь в создании видео благодарю Чернышева Дмитрия Александровича

Форма входа
Сайт школы

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Полезные ресурсы
Учительский портал

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz