Выступление на педагогическом совете.
Математическое образование в школе. Состояние и
перспективы.
Мудрец спросил ученика:
— В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?
— Наверное в том что человек не находит ответов на свои вопросы? — спросил
ученик.
— Нет, — ответил мудрец, — в том, что он не находит вопросов на которые следует
искать ответы.
Главный вопрос, на который нам, учителям
математики, необходимо найти ответ
звучит так: что необходимо сделать, чтобы математическое образование в нашей
школе стало более успешным?
На мой взгляд, цель математического образования в школе –
- это обучение
школьников умениям доказывать и рассуждать;
- давать
ученику инструмент для познания других предметов: физики, химии, биологии, географии,
истории, языков, литературы, – поскольку математика не только и не столько
уравнения и их системы, а, в первую очередь, правила для точных рассуждений и
сформированная ответственность за полученный результат;
- также развивать пространственное воображение (этому
способствует более всего изучение геометрии): без развитого пространственного
воображения невозможно стать ни хорошим инженером, ни архитектором или
дизайнером, ни диспетчером, ни специалистом в области маркетинга.
Математическое образование находится на особом контроле
в нашем городе, соответственно в нашей школе.
Остановимся на некоторых особенностях, характерных для
нашей школы.
1.Острая нехватка
квалифицированных специалистов. Кто он, настоящий учитель? На мой взгляд, это интеллектуал,
имеющий хорошее образование и воспитание, человек с чувством юмора, любящий
детей и свою профессию. Настоящий учитель – это не начальник детей, а старший
товарищ. Но он не имеет права бороться за любовь детей к нему, а просто должен
изо дня в день честно и неустанно делать свое дело. Нельзя идти на поводу у
детей или их родителей. Надо быть требовательным, но справедливым. В первую
очередь спрашивать с самого себя. Часто ли я проверяю рабочие тетради,
тщательно ли я готовлюсь к уроку, на
каждый ли урок имеется конспект и т.д.
2. Во – вторых, преемственность детей из начального
звена в пятый класс в нашей
школе осуществляется плохо. Зачастую учитель только в августе узнает,
какой класс он будет обучать математике.
А это существенно влияет на успеваемость и качество преподавания математике в
основной школе.
3. Более тесное сотрудничество
с родителями. Родители большинства
учеников не сумели – может быть, не захотели? – воспитать в детях трудолюбие и
тягу к знаниям. На эту тему есть один анекдот. Заглядывает как - то папа к сыну первокласснику
в тетрадь: «Ровнее палочки пиши, сынок!». В следующий раз снова заглядывает в
тетрадь: «Ровнее палочки пиши, сынок!». Сын ему в ответ: «Да это интегралы,
отец, а не палочки!»…
4. О следующей причине мне
говорить неприятно, но я посчитала нужным озвучить это в присутствии всего
коллектива - у нас нет согласованности между нами, учителями математики, нет
взаимопомощи и поддержки. А ведь недаром есть такая поговорка – один в поле не воин…
Я думаю, сейчас каждый из нас проанализировал все то, что я сказала,
каждый задал себе вопрос, прикладываю ли я максимум усилий или минимум, чтобы достичь высоких
результатов в преподавании математики, и я считаю, что каждый математик,
сидящий в этом зале, для себя сам знает, что ему нужно сделать, чтобы изменить
сложившеюся ситуацию.
В заключении хочется сказать, счастливый человек никогда не
принесет вреда другому человеку, счастливый учитель никогда не сделает
несчастным ребенка. Будьте счастливы и удачи вам!
|